Анонимная Записка королю Филиппу Красивому

Анонимная Записка королю Филиппу Красивому

До сих пор сохранилась анонимная записка той эпохи, прочитав которую, можно заподозрить, что среди мотивов, побудивших короля выдвинуть обвинения против тамплиеров, есть отнюдь небескорыстные. Когда план уничтожения ордена перестал быть тайной, а тамплиеры были схвачены, несколько человек из тех, кто предпочитает строить свои состояния на руинах других, объединились в группу и предложили королю Филиппу Красивому основать новый орден, королевский, которому, по договору с папой, будут переданы все источники доходов тамплиеров.

Они добавили, что в этот орден должны будут влиться рыцари Родоса и других военных орденов; что им придется принять обет нового ордена и признать власть одного великого магистра, который будет назначен понтификом. Чтобы заинтересовать короля этим проектом, автор записки предложил ему заключить договор с другими монархами, имевшими право присваивать титул короля Иерусалима, и наделить этим титулом короля Кипра, у которого нет ни жены, ни детей. И когда король Кипра, продолжал автор, будет назначен великим магистром нового ордена и примет обет, он назовет Филиппа, второго сына короля Франции, своим преемником. Став великим магистром и объединив две короны, молодой принц получит в свое распоряжение огромные богатства всех военных орденов и превратится в одного из могущественнейших правителей востока. Для короля, имевшего троих сыновей [Людовик Сварливый, Филипп Длинный, Карл Красивый], искушение было слишком велико.

СОВЕТ ПОДАТЕЛЯ СЕГО КОРОЛЮ ФИЛИППУ, ЧТОБЫ ОН ПРИОБРЕЛ КОРОЛЕВСТВО ИЕРУСАЛИМСКОЕ И КИПР ДЛЯ ОДНОГО ИЗ СВОИХ СЫНОВЕЙ. О НАПАДЕНИИ НА ЕГИПЕТСКОЕ ЦАРСТВО И О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ИМУЩЕСТВА ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ

Поскольку, по словам апостола, вся деятельность Христа была направлена на наше воспитание и все писание написано для нашего наставления, то, обдумав то, что записано в первой книге Царств, а именно, что когда народ Израилев, более прочих любимый Богом, просил у Него дать ему царя, то Бог дал им в цари Саула, который превосходил весь народ многими достоинствами, но который, как было известно Господу, в последующем не будет послушен его воле, мы видим, что его правление укрепляет нас и дает наглядный пример того, как следует поступать при избрании царя; а именно, избирая царя, мы, не зная, как человек поведет себя в последующем, но приняв во внимание его явные достоинства и благочестиво предполагая скрытые добродетели, именно такого и должны избрать и провозгласить царем Вавилона и Египта, то есть поставить во главе великого царства ассирийского, а прочее оставить на усмотрение Творца, который изначально все знает; иначе говоря, избрать господина Филиппа, второго сына сиятельнейшего правителя, государя короля Франции, ибо жестоко было бы не призвать его к какой-либо из великих почестей этого мира. Однако поскольку в канонах записано: «Пусть никто не берет себе почесть, если он не призван Господом, как Аарон», то любитель блага всего христианского сообщества, естественно и правдоподобно приняв во внимание указанные и очень многие другие почести этого мира, весьма полезные и возможные, и предпочтя их собственному благу и выгоде, как ясно можно понять из многих его трудов, а также обдумав про себя и рассудив, решил ради блага названного государя короля кратко изложить в этом письме как можно короче и избегая многословия написать ныне и на примере самым ясным образом доказать вопреки всем возражающим, что господин король легко может наградить и обогатить своего благороднейшего второго сына более всех живущих, избегая, как то следует делать путем надлежащих молитв, смертного греха.

Пусть короля Кипра побудят вступить в Орден и передать ему все свое имущество, в особенности права, которыми он обладает в королевстве Иерусалимском; пусть вместо названных рыцарских орденов будет создан «королевский орден» во главе с королем Кипра, как предусмотрено в названных письмах, и пусть другие католические ордена сменят королей Иерусалима после него. Пусть король Ордена по распоряжению папы и короля Франции будет обязан по мере своих сил помогать царям Вавилона, Акко и другим католикам против всех неверных и схизматиков и ежегодно давать отчет об оставшихся в его распоряжении богатствах, чтобы сверх расходов королевского ордена еще что-нибудь оставалось и чтобы братья Ордена не были этому Ордену в тягость, подобно еврейскому вору, и в предварение решения христианского сообщества и названных королей не могли пользоваться имуществом, направленным на благо этого сообщества.

Из имущества же, которым владели тамплиеры, а именно: из движимого имущества, а также из доходов и прибылей на пять или шесть лет вперед, полезно было бы поддержать названный Орден, чтобы он, располагая 100 или более галерами и подходящим количеством воинов, мог, охраняя море, быть в тягость султану, а побережье, которое, говорят, в течение 30 лет пребывало в покое, настолько бы разорил и опустошил, что султан и все его войско не могли бы сопротивляться пришельцам, а именно: лишившись поддержки моря и доходов, которые они обычно благодаря ему имели, с помощью Божьей были бы легко побеждены и сломлены, как то вполне возможно, по словам мудрых и опытных рыцарей, рожденных в тех землях, которые заявляют, что видели Вавилон и Египет вместе с их жителями и тщательно обдумали все, что нужно для их сокрушения.

Принимая во внимание возможный исход событий, каждому станет ясно, что названное устроение имущества, которое было дано тамплиерам ради дела, которое не было исполнено, из-за чего у них и отобрали дар, без сомнения послужит прелатам и всему народу возмещением тех издержек, которые они сделали в деле упразднения ордена и наказания отдельных лиц. И не на иные никчемные цели следует его пустить, но обратить на окончательное завершение начатого дела. Ибо когда прекратилось взимание десятины и обычное требование милостыни и принятия креста, то помощь Святой Земле будет иметь опору в средствах или жалованье, которое следует выплачивать необходимым для этого воинам, и не нужно будет идти туда католическим князьям из отдаленных мест, бросая управление своими землями и губя свои жизни, как уже неоднократно случалось в истории. Из таких походов, которые были малоуспешны, ибо частичные завоевания не были укреплены, особенно большие убытки понесло Французское королевство. Сокровища, некогда собранные ради Святой Земли правителями отдельных мест, также будут весьма полезны. Ибо если из-за внезапно вспыхнувшей войны им потребуется столько денег, они смогут встретить ее и вести в полной готовности; ведь из-за отправки воинов области лишатся молодежи, ближние их останутся без защиты и не смогут поэтому нормально жить в местах своих народов. Таким путем было бы легко обратить в католическую веру весь народ египетский, чтобы он перешел из рабства к свободе. Благодаря предусмотрительности и обещаниям Иосифа, который собирал зерно в течение семи урожайных лет, фараон, разумно сохранив зерно, приобрел в течение семи последующих голодных лет отцов и сыновей и обратил их в рабство. Из-за этого со всех плодов земли, которая чрезвычайно плодородна, народ получает только скудную пищу и одежду. Поэтому, говорят те, кто там был, султан ежегодно получает с народа более 600 000 бизантов золотом. Так что земля обетованная будет принадлежать католикам и в полной мере ими управляться, враги никоим образом не смогут вступить в Египет, разве что по морю в районе Вавилона, а именно через заброшенные укрепления.

Очевидно, что с помощью Господней эту землю можно защищать с малыми силами и с помощью весьма умеренных средств и, как то предусмотрено в названных письмах, при условии, если будет заключен мир между католическими правителями, если они, предоставив гарантии, обещают оказывать друг другу помощь и содействие, и не будет никого, кто дерзнул бы начать войну против кого-либо из них. Впрочем, едва ли кто-нибудь начнет войну, будучи в столь враждебном окружении. Так царь Египта с помощью королевского ордена, других князей и множества храбрых воинов, прибывших к нему ради получения прибыли, — ибо когда в землях его народов прекращаются войны, праздные люди не могут жить достойно и без обид, — сможет с помощью Божьей подчинить себе все народы Востока и Запада, живущие по ту сторону Средиземного моря, и привлечь их к христианской вере. Большую пользу принесут ему советы схолариев, изложенные в вышеназванных письмах. Поскольку по воле и усмотрению милости Божьей рожденные, взращенные и воспитанные во Французском королевстве, особенно возле Парижа, по самой природе своей весьма превосходят рожденных в других странах нравами, упорством, храбростью и красотой, как то доказывает опыт, являющийся величайшим учителем во всем, то было бы полезно, чтобы названный сын, естественно, поставленный во главе всех прочих, оставался бы во Франции до тех пор, пока не оставит после себя множество сыновей и только тогда пусть отправится в поход; сыновья же должны быть выращены и воспитаны во Франции и только тогда могут отправиться для того же самого дела.

Было бы полезно, чтобы так поступали и все цари Египта, Акко, императоры Константинопольские, наследники императоров, а именно, рождались, росли, воспитывались и получали образование во Франции, постоянно приобретали бы достоинства дома господина короля Франции, красоту и храбрость жителей этих мест, вечно любили бы это королевство, верховного правителя и его сыновей, весь род их, баронов и народ, делали бы приношения всему королевству из драгоценных предметов Востока и заботились о нем так, как только возможно заботиться. Названный сын мог бы вернуться к государю отцу после того, как минуют опасности и его сын, возмужав, в свою очередь, придет к нему. Так, восточный народ всегда видел бы своего государя в цвете юности и естественной красоты, желал бы видеть его превыше всех и боялся бы его, когда видел, что сей блистательный юноша храбро шествует подобно взрослому мужу.

Если же кто-нибудь скажет, что король Кипра, возможно, откажется это сделать, то я отвечу ему, что это неправдоподобно. Ибо он, не имея ни жены, ни сыновей, давно уже ведет в своих дворцах благочестивую и созерцательную жизнь, а брат его, желая силой сменить его на троне, ушел от этого короля и похитил сокровища, собранные им для освобождения Святой Земли, незаконно вступил в это королевство, пытался его захватить и подчинить себе. Злоумышляя против этого короля и намереваясь его убить, он своими интригами показал себя недостойным быть его преемником. Поэтому было бы полезно, чтобы какой-нибудь мудрый человек со стороны господина папы тайно и быстро уговорил бы этого короля Кипра вместе с прокуратором, которого этот король имеет в римской курии, а именно рыцарем Боэмундом Бонином, отказаться от власти. Чтобы все прошло гладко и чтобы полностью устранить смуту, следовало бы после вступления названного короля в орден и осуществления им пожалования дать его брату подходящее графство в земле обетованной или где-нибудь еще, дабы он молчал. Если же король Кипра откажется от этого, то господин король Сицилии мог бы воспользоваться своими правами или передать их другому. Граф де Бриенн также мог бы реализовать свои права, которые он, говорят, имеет на Кипрское королевство, и если людская память еще помнит о временах, когда этот граф владел Кипрским королевством, как полагают некоторые, то он мог бы туда прийти. А королю Сицилии в качестве компенсации за отказ от королевства Иерусалимского можно пообещать королевство Тунисское, столь близкое к Сицилии, что из одной страны видно другую. А уже после завоевания Туниса королю Иерусалима и другим католикам следует с помощью Господней и при поддержке короля Сицилии завоевать Иерусалим.

И так как папа предполагает потребовать у господина короля что-либо для себя, то этому королю следует побыстрее ознакомиться с вышесказанным и, если это покажется ему выгодным, тайно или открыто провести с этим папой консультации и переговоры по этому поводу, согласно словам Господа Иисуса: «Ходите, пока есть свет».

Bal Pap. Aven, tomo II, pag. 186

Публикуется по: Аббат Верто «История Мальтийских рыцарей»