Конфликт между папой Григорием IX и Фридрихом II

Конфликт между папой Григорием IX и императором Фридрихом II

Император, занятый подавлением восстания в ломбардских городах, образовавших коалицию против него, попросил у папы разрешения отложить путешествие в Святую Землю еще на два года. Понтифик согласился, но при условии, что по окончании двухлетнего периода, в августе, император лично отправится в Палестину, а в течение этих двух лет будет содержать отряд в две тысячи рыцарей; что трижды за этот период он снарядит по отряду в две тысячи человек, обеспечив каждого рыцаря тремя лошадьми; что он будет держать в порту Акры пятьдесят полностью оснащенных галер; что он передаст Иоанну де Бриенну, патриарху и магистру Тевтонского ордена сто тысяч унций золота на военные нужды, и если Господу будет угодно забрать его к Себе до отъезда в Святую Землю, или если его путешествие отложится, эта огромная сумма будет потрачена в соответствии с рекомендациями великих магистров госпитальеров и тамплиеров.

Император согласился на все эти условия, что явствует из подписанного им официального документа, который приводит Ринальди [В случае, если нам, не дай Бог, придется умереть в этой земле еще до прибытия упомянутого войска, или если мы вдруг по какой-либо причине туда не придем, то пусть король, патриарх и магистр Тевтонского дома с одобрения и согласия магистров Госпиталя и Храма, а также прочих честных людей из этой страны во имя доброй веры употребят эти деньги так, как им представляется наилучшим для пользы Святой Земли. Rainaldi t. 13, ad an. 1225, num. 4, p. 347.].

Получив отсрочку, Фридрих с честью использовал ее для приготовлений к великому походу. По его приказу в портах королевств Неаполь и Сицилия были снаряжены сто галер и пятьдесят парусников. Несколько германских принцев в сопровождении множества крестоносцев отправились в Бриндизи. В середине августа 1227 года, то есть в пределах периода, оговоренного с папой, император вместе с сорока тысячами воинов погрузился на суда. Однако через три дня плавания он заболел. Болезнь сразила и многих принцев и лордов из его свиты, среди которых был ландграф Хесс. Состояние ландграфа стало вызывать опасения, и врачи высказали мнение, что воздух суши поможет ему быстрее, чем все их искусство. Флот зашел в порт Таренто, где ландграф и умер. После него осталась двадцатилетняя вдова Елизавета, дочь короля Венгрии Андрея, женщина больших достоинств. Император же выздоровел, отделавшись несколькими приступами. Папа Григорий IX — он недавно стал преемником Гонория III — понтифик, державший в строгости суверенных монархов, решил, несмотря на смерть ландграфа, что император притворяется, и публично отлучил его в храме Анани. Эту мрачную церемо­нию папа начал проповедью. Процитировав слова из Евангелия о том, «что горе тому человеку, через которого соблазн проходит», он долго распространялся о победе святого Михаила над драконом, а затем вдруг резко перешел к отлучению, которое собирался наложить на императора. Я привожу образец манеры речи по фика, так как он хорошо показывает дух и характер той эпохи.

Впоследствии Григорий разослал всем епископам циркулярное письмо, чтобы ознакомить их с теми мерами, которые он применил к императору. Он назначил, пишет папа в своем письме, конец августа 1227 года крайней датой отъезда императора, а тот через несколько дней после отплытия под предлогом болезни высадился на сушу и вернулся, чтобы, как всегда, наслаждаться бездельем. В письме, направленном епископам Апулии, он говорит: «Так как император Фридрих пренебрег собственным спасением и затянул исполнение обета отправиться в Святую Землю, мы применили против него целебный меч святого Петра, официально объявив — из великой любви к нему — приговор отлучения».

Император, удивленный и разозленный действиями папы, со своей стороны, отправил публичное письмо в виде манифеста, адресованного всем суверенам христианского мира. В этом письме он сначала призвал Господа быть свидетелем того, что его болезнь была настоящей, а потом в довольно жестких выражениях выразил недовольство излишней поспешностью папы и заявил, что отправится в путь сразу же, как только позволит состояние здоровья. В частном письме королю Англии, которое донес до нас Матвей Парижский, он разражается бранью в адрес римского двора:

«Католики, — пишет он, — горят такой дикой страстью вытягивать деньги из стран христианского мира, что, высосав все из церквей, они без стыда принимаются грабить суверенных монархов и пытаются превратить коронованных особ в своих данников. У вас у самого, — добавляет император, — есть надежное подтверждение тому — ваш отец король Иоанн. У вас есть пример в лице графа Тулузского и множества других принцев, на чьи владения был наложен интердикт, который они снимут только тогда, когда опутают правителя цепями и превратят в раба. Я уже не говорю о неслыханных поборах, которыми они облагают духовенство, и о явном или скрытом ростовщичестве, которым они заразили весь христианский мир. И вот, несмотря на пресловутый грабеж, эти кровососы подкупом восстанавливают против нас римский двор и всю нашу матерь-церковь.

Дух и действия обоих ясно показывают нам разницу между ними: римский двор рассылает во все уголки мира своих легатов, наделяя их правом наказывать, отстранять и отлучать, в то время как истинная церковь, движимая духом милосердия, поручает своим посланниками лишь проповедовать слово Божье. Один стремится только нахапать побольше и заграбастать то, что посеяно не им. Другой же тратит свои богатства на святые монастыри, чтобы помочь бедным и паломникам. Эти католики, недостойные столь почетного названия, не имеющие ни отваги, ни благородства, вознесенные до высот тщеславной оценкой собственной учености, пытаются поставить себя над королями и императорами. Одним словом, — добавляет Фридрих, — церковь была основана на бедности и простоте, и этот принцип заложен самим Иисусом Христом, который является как краеугольным камнем, так и создателем церкви» [Но иного основания, кроме того, что уже заложено и установлено Господом Иисусом, никто заложить не в силах. Matt. Paris, in Hen r. Ill, 1228, p. 347 & 348.].

Хотя ничто не может служить оправданием императору за грубые выражения, из письма абсолютно ясно, что папы часто использовали крестовые походы в качестве предлога для того, чтобы держать принцев и суверенов в подчинении у римского двора. С другой стороны, ясно и то, что большинство монархов не очень сожалели, когда герцоги, графы и другие крупные вассалы королевств отправлялись в дальние экспедиции и надолго покидали свои владения или вообще гибли в сражениях,- на время своего отсутствия они передавали абсолютную власть в своих владениях суверену. Вот так благочестивое начинание, имевшее целью лишь осво­бодить восточные церкви из лап неверных, играло на руку чьим-то интересам и амбициям.

Аббат Верто «История Мальтийских рыцарей»
«Русская Панорама». Москва 2014